Самара стала губернским центром согласно указу императора Николая I
от 6 декабря 1850 года. А публично объявили об этом 1 января 1851-го на торжественном приеме по случаю создания новой губернии. Вторую дату
(с поправкой на новый стиль исчисления времени) и принято отмечать как ту самую, «откуда есть пошла». Попробуем представить, как выглядели события середины XIX века, которые были хорошо задокументированы, и что представлял собой в ту пору новоявленный губернский центр.
ПО ИМПЕРАТОРСКОМУ УКАЗУ
По-хорошему эту прогулку следовало бы начать с какого-нибудь места, связанного с императором Николаем I. Государь принял во внимание, что Самара переживала период экономического развития и переросла рамки уездного центра. К середине позапрошлого века она вполне заслужила статус губернского центра. Город славился торговлей, в нем ежегодно проводили как минимум три крупные ярмарки. Работали грузовая и пассажирская пристани, к которым с 1843 года начали подходить пароходы. По статистическим данным, в Самаре в то время жили почти 20 тыс. человек. В городе насчитывалось свыше 2 200 домов, а также шесть церквей. Территорию города пересекало около двух сотен улиц. Правда, ни одну из них никогда не мостили. В Самаре имелись уездное училище, аптека и больница удельного ведомства. Однако не было ни театров, ни библиотек, ни музеев. Все это появилось потом, когда Самара стала губернским центром.
Но вот незадача: в нашем городе император так и не побывал. Он планировал посетить будущую хлебную столицу России во время путешествия по Волге в 1836 году. Но что-то пошло не так, и город остался в стороне от маршрута монарха.
ОТ ДОМА НА КАЗАНСКОЙ ДО КАЗАНСКОГО СОБОРА
В губернию вошли семь уездов — Самарский, Ставропольский, Бузулукский, Бу- гульминский, Бугурусланский, Николаевский и Новоузенский. Первым самарским губернатором был назначен тайный советник Степан Григорьевич Волховский. Чиновник к тому времени уже немало повидал. В молодые годы он служил в Главном почтовом управлении, затем, в 1815-м, под командованием фельдмаршала Барклая- де-Толли принимал участие в заграничном походе русской армии против Наполеона. А закончив военную карьеру, выполнял различные поручения министров внутренних дел в Киевской губернии, работал в канцелярии Комитета министров, был черниговским вице- губернатором, после чего принял губернию в Вологде.
В Самару он прибыл 5 декабря и до Нового года успел познакомиться с местными чиновниками и именитыми жителями города. Торжественный прием по случаю открытия новой губернии состоялся 1 января 1851 года.
А вот и здание, которое «помнит» об этом — на улице Алексея Толстого (бывшей Казанской), 31. Ныне оно является историческим и архитектурным памятником. Именно здесь, в доме купца Макке, располагалось губернское правление, а впоследствии — Самарское реальное училище имени императора Александра Благословенного. Эти стены помнят Глеба Кржижановского и Алексея Толстого. Потом, при советской власти, там располагался один из учебных корпусов военно-медицинской академии. А потом здание стало заброшенным, несколько раз здесь бушевали пожары. Его законсервировали до лучших времен. Которые, будем надеяться, все же наступят.
170 лет назад найти достойное здание для Губернского правления было непросто. Пожары 1848 и 1850 годов уничтожили множество самарских домов, которые могли бы претендовать на это. После переговоров чиновников с симбирским купцом Иваном Ивановичем Макке была достигнута договоренность о том, что он передает в аренду Губернскому правлению принадлежащий ему каменный дом на Казанской. На тот мо- мент это было самое большое здание в городе.
1 января 1851 года к 9 утра к этому дому съехалось все самарское дворянство. Первого губернатора поздравляли с Новым годом. А теперь от этого здания отправимся к бывшему заводу клапанов. Именно здесь размещался Казанский собор, куда в 10.30 отправилась от дома на Казанской церемония самых именитых людей города. Предстояло торжественное богослужение по случаю образования губернии. Сейчас трудно себе представить, но тогда, 170 лет назад, на территории завода были своды старинного Собора Казанской иконы Божией Матери. Он был освящен в 1744 году, включив в себя старинную деревянную Троицкую церковь с приделом во имя Николая Чудотворца, построенную еще при основании города.
В советское время храм, как водится, был закрыт, использовался под мастерские, а в 1950-х годах он был уничтожен.
По окончании службы из собора начался крестный ход. Впереди шел епископ Феодотий, за ним губернатор Волховский, сенатор Переверзев, вице-губернатор Жданов, представители дворянского собрания и другие знатные горожане. Крестный ход, сопровождаемый массой народа, торжественно подошел к дому, где разместился первый самарский губернатор. Торжественную речь произнес сенатор Федор Лукич Пере верзев. Новоявленный глава региона зачитал указ императора об открытии Самарской губернии. А епископ Симбирский и Сызранский Феодотий отслужил молебен.
На 3 часа дня был назначен торжественный обед, который давало самарское купечество. Обед с размахом, на 108 персон. Среди гостей — влиятельные чиновники, дворяне, купцы Шихобаловы, Журавлев, Аннаев и другие.
Купцы, присутствовавшие на обеде, пожелали принять участие в благотворительной акции. Они организовали сбор средств для открытия в Самаре Алексиевского детского приюта. А почетные граждане купцы Михаил и Дмитрий Плешановы пожертвовали 6 000 рублей се- ребром на украшение храмов и в помощь погорельцам.
ПЕРВЫЕ ШАГИ
Чем отметился первый губернатор? 8 марта 1851 года в Самаре была открыта казенная палата, которая осуществляла контроль над источниками доходов и следила за поступлением налогов. Что было весьма своевременно для бывшего уездного города, порядки в котором не сильно отличались от тех, что описал Гоголь в «Ревизоре» и «Мертвых душах». После первой же ревизии часть чиновников отдали под суд, другие получили строгие предупреждения.
2 апреля были созданы губернские строительная и дорожная комиссии. И это тоже было весьма кстати, учитывая состояние транспортной инфраструктуры. Позже, в 1853-м, был открыт почтовый тракт между Самарой и Новоузенском.
21 апреля заработала Самарская врачебная управа, которая ведала казенными больница- ми, аптеками и уездными лекарями.
При Волховском были также созданы Уголовная и Гражданская палаты, открыт приказ общественного призрения.
Одним из центров общественной жизни стал дом Дворянского собрания. Здание со- хранилось, оно стоит на углу улиц Алексея Толстого и Пионерской. Этот жилой дом не со- всем обычен. Один из немногих в Самаре, он был построен в 1852 году в духе классицизма. Ранее здесь располагался трех- этажный особняк богатого самарского помещика Аристарха Путилова. А до него — деревянный дом, в котором проживало семейство Путиловых. В конце 1840-х годов там бывал молодой еще драматург Александр Островский. В 1850 году деревянный дом сгорел. И Аристарх Путилов заказал инженеру и архитектору Андрею Мейснеру проект большого каменного особняка. Здание с классическими колоннами и портиком, с арками, с красивым декором удачно вписалось в городской ландшафт. Особенно эффектно оно выглядело со стороны Волги. Но Путилову довелось владеть им недолго: дом был вскоре куплен губернским Дворянским собранием.
Правление первого самарского губернатора оказалось недолгим. В конце 1852 года здоровье Степана Григорьевича заметно ухудшилось. В апреле 1853-го 66-летний Волховский написал на имя министра внутренних дел прошение о переводе на более спокойную работу. И вскоре он покинул Самару, переехав в Санкт-Петербург.
Должность губернатора занял неподкупный и деятельный Константин Карлович Грот. Но это уже другая страница нашей истории.
(с) Вадим Карасёв, Волжская Коммуна №1(31000) от 13.01.2021